В этот раз рассказ пойдет преимущественно о самом фесте (без особых инсайдерских отступлений по поводу и без), дабы не растягивать вереницу отчетностей до самого Тя-но-ю, ну и по ряду внутренних причин.
Воронежский фест запомнился мне своей приятной атмосферой – если не дружеской, то, по крайней мере, теплой. Если сопоставлять его с фестами этого года, похожие ощущения вызвал НеоКон, хотя и в меньшей степени – возможно, по причине другого размаха и вообще столичности. Ичихару же, несмотря на его несомненную приятность для глаз, оставил после себя некоторое ощущение разобщенности. Впрочем, это в любом случае внутренние ощущения, а не нечто объективное.
Запредельное количество букв, фото косплееров, восторги и критика.
Приятности для глаз в Воронеже, правда, было очевидно меньше. Вернее, количество колебалось: радостны были некоторые моменты второго и третьего дня, когда в поле зрения иногда появлялась горстка красивых косплеев, но таких моментов, увы, было немного. На опенэйре в первый день глаз отчего-то ни на чем не остановился (хотя по фото из отчетов видно, что хорошие косплеи все-таки имелись в наличии, но, видимо, активно прятались), да и сам я со своей верной троицей был с поезда и поэтому в меру цивилен, если не считать футболку NANA за хоть сколько-нибудь related прекид. Так что помедитировав на значково-ушастое единообразие мы с камераден приняли решение отправиться на прогулку по городу.
А город определенно интересен. Мы жили в самом центре, поэтому обычные архитектурные красивости не прошли мимо нас. Но интереснее отметить саму атмосферу, которая прекрасно чувствовалась и долго вспоминалась: невидимое глазу лицо города, чье выражение поначалу необычно для гостя, постепенно раскрывается и становится мягче, как при знакомстве с новым человеком. А это, конечно, происходит не во время созерцания очередных архитектурных изысков, а в самых обычных с виду местах, в которых просто ощущаешь себя немного иначе. На холодном лице незнакомца появляется тень улыбки...
Чтобы спуститься на набережную кратчайшим путем, нужно некоторое время идти по довольно крутому склону, по крайней мере, если не хочется пробираться в обход. Вниз ведет лестница с каменными ступеньками до подозрительного разного размера, и по ней трудно даже спуститься, не то что взобраться наверх. По бокам лестницы налеплены простоватые одноэтажные домики, от которых веет провинциальным духом, вокруг цветет что-то розовое – вот оно, местное о-ханами – и оно же неистово пахнет, а внизу открывается до того беспредельный вид, что, кажется, где-то там, внизу, кроется выход в совсем другую действительность. Виднеющаяся внизу церковь – словно диковинный замок, распростершийся среди зелени, воды и солнца. Убиваем ботинки, бродя по берегу, ведем праздные разговоры. Тепло, но дует сильный ветер, так что я всю дорогу ворчу про то, как меня достали мои полуметровые светлые космы, с коими я благополучно простился вскоре после возвращения.
. . .
Ну что же, теперь надо начать рассказ о фесте, пока я, крайне падкий на детали автор, не стал выписывать все увиденные нами трещины в асфальте. Утро второго дня началось с обычного ленивого ползанья, да и настроение слегка сдало: то ли вчера было слишком много виски в коле, то ли слишком много колы в виски. Мы гримировались и одевались часа два, не меньше, так что остались без пачки фоток и жевали нечто съестное фактически на бегу. У ДК картина открылась явно поживописней, чем на опенэйре в парке, от обилия всевозможных косплеев буквально рябило в глазах: ангелы обнимались с демонами, бисенены с бисененами, а юные школьницы так и льнули к маньякам-педофилам для очередного удачного кадра. Фотографировали много, хоть и не обошлось без стандартной обывательской реакции а-ля фотография с обезьянкой, когда гоповатые молодцы снимают тебя на мобилку с мыслями плана «фрики такие фрики». Ну что ж, я попытался спокойно отнестись ко всем панибратским жестам сочувствующих – держу пари, ребятишки так и не узнали, что только что подкатывали к странному мужику Кору Тошимару, с которым в темной подворотне лучше не встречаться.
Мда… Сколько многобуквия я уже наплодил, а про выступления еще ни словом не обмолвился. Буду исправляться.
Открытие феста при всем желании нельзя было назвать впечатляющим: все началось со стандартных накладок с микрофоном, судорожного заполнения пауз по техническим причинам, плохой фонограммы и прочих атрибутов почти, если не без почти, любого феста. Впрочем, в качестве реверанса организаторам хочется сказать, что длилось все это совсем недолго, и в дальнейшем все шло практически в образцово-показательном ключе. Первое отделение было большей частью интересным, так что сейчас будет отвешена пачка реверансов:
«Sparkle» (Ayumi Hamasaki) – Амэ (Москва)
Несмотря на некоторую неуверенность, которая чувствовалась в исполнении танца, выступление оставило положительные впечатления.
«World of Warcraft» (Москва, Воронеж)
Когда я увидел, что в программе заявлена сценка по WoWу, я был, конечно, слегка удивлен – учитывая, что формат подобных мероприятий в большинстве случаев ограничивается японской продукцией, но, отсмотрев выступление, уж точно не пожалел, что сценку пропустили. Костюмы эльфийки и дренейки были красивы и близки к оригиналу. Да и сама сценка вышла, в общем, жизненная.
«Заветные слова» («Words Worth», «Sailor Moon» – «Эсфирь» (Ижевск)
По просмотренным мною отчетам и так ясно, что без признания ребята не остались, но я все же присоединюсь ко всем впечатлившимся, ибо сценка действительно выделялась на общем фоне. Я заинтересовался уже в первые секунды, когда заслышал качественную фонограмму (а ведь не самое частое, между прочим, явление!) и увидел отточенное умение держаться на сцене. Ну а диалоги в стихотворной форме, да еще и с песнями, меня вообще покорили. А самое, пожалуй, главное достоинство этой сценки в ее идее, которая вышла далеко за рамки инсайдерских шуток по какому-то фендому. Ребята попытались донести одну из ключевых мыслей относительно косплей-движения в целом: косплей – это не только мордашка плюс костюм. В общем, было здорово.
«Future Star» («Card Captor Sakura» – Mimiko (Кишинев)
О, наш Су просто извелся, гоняясь за этим существом по всему ДК и пытаясь опознать, какого оно пола (мы сидели достаточно далеко и не могли рассмотреть). Тот факт, что на идентификацию потребовалось какое-никакое время, уже говорит о том, что номер, пожалуй, удался. И отдельная пятерка за смелость, кому надо – те оценили.
«Ashita he no sanka» (Alan) – Usagi Hayashi (Москва)
А добить нас, зрителей, под конец первого отделения решили красивым караоке. Завораживающий визуал в сочетании с приятным исполнением наверняка затронули любителей традиционной японской эстетики. И вообще я сегодня добрый – либо хвалю, либо молчу.
Едем дальше.Перед тем, как перейти ко второму отделению, разбавлю реверансы парой весьма заслуженных замечаний. Бурная реакция зрителей на все, даже на самые заезженные шутки вызывала у меня легкое недопонимание. Я, конечно, отнюдь не посягаю на чье-то право на позитивное времяпрепровождение, но буйные вопли и конвульсивное сползание пацтол, повсеместно нас окружавшие, вгоняли меня в состояние безотрывного фейспалма. Нет, серьезно – мне вполне понятны извечные вопли про сиськи, пиво и панцу, но когда такое повторяется по циклу, всерьез начинаешь задумываться, а не хавает ли онеме, в действительности, юные непорочные умы?...
Так, пятиминутка ненависти окончена, теперь можно с чистой совестью перейти ко второму отделению.
«Resident Evil 4» – «Onigiri-Team» (Липецк)
Просто, но со вкусом. Как видите, и без толпы массовки можно сделать интересную сценку. Пожалуй, это было лучшее выступление во втором отделении. Но, боюсь, о других выступлениях придется высказаться более равнодушно. Спишем на то, что впечатления по прошествии времени имеют свойство блекнуть. Хотя, если хотите имен, могу сказать, что Лисандра с караоке по «Sky Crawlers» и эпичное «Пришествие Хаоса» («Sailor Moon» безусловно выделялись на общем фоне.
И да, просто не могу не отметить способы объявления участников. Мало сказать, что все было продумано и проработано – были даже костюмы и декорации. Отдельно хочется отметить выход Такседо Маска со столбом и этажеркой – меня с детства волновал вопрос, как это чудо может каждый раз внезапно появляться на каком-нибудь столбе.
А вот дефиле-люкс увы, придется ругать. Чрезмерную длительность ему вменяли неоднократно, но это, в общем-то, не самое страшное. Задумка про советских мультгероев, в целом, забавна, хотя один их вид на фоне аниме-прикидов вызывал какой-то визуальный диссонанс. Но когда эти самые герои пытались выделывать что-то смешное во время чужого выступления – тут я, простите, вообще выпал в осадок. Не знаю, как к этому отнеслись выступающие, но я бы на такое разозлился сильно. И, увы, продемонстрировано было мало выдающегося.
А теперь снова вернемся к хорошему, а именно к фаворитам из третьего отделения.
«Patapon» – Shinkasen.ru (Воронеж)
Этих стоит отметить хотя бы за оригинальность. Нет, я честно не знаю, где достать настолько убойную траву, чтобы додуматься до такой постановки, но сделано было необычно. Главной идеи я, правда, так и не понял – наверное, надо было скурить сценарий.
«Ромео и Джульетта» («Soul Calibur» – Брянск.
Точно помню, что были какие-то недочеты (фиговая фонограмма, что ли?..), но за серьезный подход к делу на них в некоторой степени можно закрыть глаза. Костюмы и декорации были ничегошны. Тентаклемону отдельно жму тентакль.
«Самый сладкий кошмар анимешника» («Neon Genesis Evangelion» – «R&R» (Екатеринбург)
Забавная сценка по одному из приятных мне фендомов. Шутки вышли весьма остроумные: меня, в целом, тоже забавляют фанаты NGE, пересматривающие его почти по кругу и после засоряющие интернеты своими эпичными трактовками тайных смыслов. При всем при том, что смыслы их интересуют исключительно в ключе облегающего комбинезона Аянами Рей... В общем, хорошо получилось.
Однако, придется ограничиться и одним замечанием: «Сапог в голову» («Phoenix Wright) – Ростов. Изначальная задумка по-своему оригинальна, но повторять одну и ту же шутку на протяжении пяти минут – это чересчур.
Что касается финала, он был как раз таким, каким и стоит быть финалу – в меру пафосным, в меру лиричным, в меру красивым.
В третий день вся моя объективность и рассудительность покатились к черту, поскольку я заявился на фест в до того убитом состоянии, что самый готичный косплей не переплюнул бы мой естественный вид (вечер прошел в настолько мрачной тональности, что переплюнул самую изощренную древнегреческую трагедию). Кроме того, мы с Ки поспали в этот день часа два, а то и меньше, что отнюдь не добавило нам бодрости. Иными словами, у шизофреника Кору Тошимару выползла его черная, негативистская сторона.
Поэтому мне сложно раскладывать по полочкам свои тогдашние впечатления, ибо где-то со сценки по Соул Итеру я бесстыдно спал. Не думал, что такое вообще возможно, потому что на всех мероприятиях, где я появляюсь, я лицо вроде как заинтересованное, но на этот раз общий настрой взял верх над бренным тельцем. Увы.
Постараюсь выделить хоть кого-нибудь, кого мне удалось разглядеть за моим жутким состоянием (а еще я пролюбил программку, так что буду писать по памяти).
Сценка по Katekyo Hitman Reborn была интересна и понятна даже тому, кто не в фендоме – люблю, когда людьми правит не желание высунуться на сцену абы с чем, а внимание к зрителям.
Хороши были некоторые караокеры, в частности Катисса и Натали, а еще девочка, которая пела что-то по Тсубасе (гомен кудасай, что вот так пытаюсь объяснить на пальцах).
Дефиле-люкс тоже было моментами интересно, по крайней мере, явно радовало глаз сильнее, чем в предыдущий день. Правда, когда посреди дефиле Камуи и Сораты вылезла какая-то безумная фейка (мужик антикосплейных размеров в синем платице) мне отчаянно захотелось это развидеть.
Увы, на те сценки, которые больше всего хвалят в отчетах – по Lovely Complex и по FLCL & Dead Leaves – у нас остаться не вышло, ибо всем моим камераден в понедельник надо было явиться на работу, так что вместо салюта и шествия по Воронежу у нас были мерный стук колес, исповедничество шепотом и обычное дуракаваляние вдвоем с Ки на одной верхней полке; потом – зарепиченные в айподе песни, выговаривание таких красивых, но таких чужих слов, легкая дрема под изощренные гитарные соло… Наконец, где-то на развилке между очередной парой песен я отправил свое сердце со всеми преисполняющими его волнениями в далекие и, возможно, не вполне приличные дали – заснул.
. . .
Если подводить итоги, можно с уверенностью заключить: прошедший фестиваль оставил у меня весьма теплое впечатление, в счет которого можно простить ту некоторую несуразность, которую иногда приходилось наблюдать (но я, в конце концов, перфекционист, слегка заносчив и где-то, наверное, слишком критичен, так что не претендую на полную объективность). Кроме того, хоть я всегда и оспаривал самую суть конфликта «джейрокеры и анимешники», и до сих пор не чувствую особого внутреннего диссонанса из-за интереса к джейроку и некоторой симпатии к аниме, все равно на фестивалях кто-то из оных приходит к кому-то в гости. Так вот, на протяжении всего мероприятия меня не оставляло чувство, что я, как ни крути, в гостях. Поэтому, возможно, в какой-то момент мимо моих глаз прошло нечто действительно стоящее.
И напоследок предлагаю вам полюбоваться на Кору Тошимару, который на протяжении всего мероприятия замечательно развлекал меня своими инсайдерскими состояниями за счет удачнейшего вселения. Конечно, он фрик, любитель странной химии и вообще не самый психологически стабильный экземпляр, но при всем при этом весьма забавная маска со встроенной защитой от внешних раздражителей. И да, обратите внимание на улыбку – парень порой страдает раздвоением личности.